Наши ветераны: Людмила Григорьевна Богомолова

Наши ветераны: Людмила Григорьевна Богомолова

13 февраля волонтеры «Молодой гвардии» Ксения Шамшура и Дарья Яндушева навестили Заслуженного учителя школ Марийской АССР, ветерана ВОВ, ветерана Оршанского многопрофильного колледжа Людмилу Григорьевну Богомолову. В августе ей исполнится 94 года.

Людмила Григорьевна прожила большую, сложную и интересную жизнь. Она рассказала студенткам о нелегкой военной юности: «Мне еще не было пятнадцати лет, когда началась война. На фронт ушли все мужчины, многие женщины, способные воевать. Все работы в тылу легли на плечи женщин, стариков и детей-подростков. Вместе с матерями и старшими сестрами мы, подростки, пололи, косили, жали, заготовляли корма, пасли колхозный скот, работали на фермах и конюшнях. С уходом мужчин на фронт во многих государственных учреждениях не стало хватать работников и служащих, а в школах — учителей. И на место ушедших на фронт пришли мы, 14-16-летние школьники. Из моего 10-го класса, который я окончила, все его выпускники были направлены в семилетние школы учителями математики, русского языка, немецкого языка, истории, географии, биологии». Люду отправили на 3-недельные учительские курсы, после чего она стала преподавать математику в Оршинской школе Советского района. Юные учителя не подвели страну, работая на совесть. Труд детей и подростков, самых юных граждан страны, вливался в общий труд советского народа Советскому Союзу одержать победу над фашизмом.

После войны юная учительница получила высшее образование. С 1967 по 1983 год она трудилась в Оршанском педучилище и внесла большой вклад в его развитие и становление. Она ездила перенимать опыт к известному педагогу – гуманисту Василию Сухомлинскому, а также, уже будучи на заслуженном отдыхе, выпустила книгу «Оршанское педагогическое училище в прессе», проделав огромную исследовательскую работу. Людмила Григорьевна имеет множество наград, в том числе медаль «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны», знаком ЦК ВлКСМ «Наставник молодежи».

Несмотря на солидный возраст, Людмила Григорьевна обладает острым умом и хорошей памятью и рассказывает о своей жизни с настоящими эмоциями и искренними слезами. Мы пожелали ей здоровья, долгих лет жизни и обязательно встретимся с ветераном еще раз.

Ксения Шамшура, Дарья Яндушева,

студенты группы 1 нк; Савреева О.Л., классный руководитель 1 нк

Рассказ Л.Г. Богомоловой о поездке в Павлыш к великому педагогу В.А. Сухомлинскому студентам школьного отделения в 2012 году

Среди педагогов есть замечательные мастера своего дела. Я хочу вам рассказать о Василии Александровиче Сухомлинском. Он был директором в Павлышской средней школы на Украине. Он очень много писал книг для учителей, вожатым. И я его знала лично. Я ездила в Павлыш, общалась с ним четверо суток. Настолько он был интересен для нас. Сам он не жалел времени, чтобы пообщаться с нами. Как получилось, что я попала туда? Как – то раз я прочитала статью. Она вызвала большой интерес. Оказалось, эту статью написал Сухомлинский В. А. Я стала искать его статьи. Мне захотелось работать в начальных классах, потому что я узнавала методы и хотелось найти им применение. Решила я к Василию Александровичу попроситься на работу. Написала ему письмо. А потом одумалась. Куда ему такая учительница, и языка не знаю. Поняла я, что не стоит делать это, но интерес все же не пропал. Если сначала я искала материалы по своему предмету, то потом по другим предметам тоже. У него обо всем можно было найти, у него на все своя точка зрения. Захотелось мне съездить в Павлыш. Для начала договорилась с директором, и он одобрил мое желание. Александр Васильевич согласился нас принять, и мы в апреле месяце поехали с Помыткиной Фаиной Васильевной, коллегой, учительницей русского языка.
Первое, что бросилось в глаза. Школа занимает определенную площадь. Перед самим зданием располагался прекрасный розарий, где росли розы разного цвета. В школе царила доброжелательная атмосфера. В коридоре висели стенные газеты учащихся, даже название газеты привлекало внимание. Вот например «Мрия», а что это такое мы не могли понять. Остановили мы пятиклассника и попросили, что обозначает это слово. Мрия – это мысль. Такая веселая газета, подумали мы, а название серьезное. Через некоторое время тот же пятиклассник вернулся и говорит: «Извините, пожалуйста, я вам не точно сказал, мрия – это мечта». Нам сразу стало понятно. Но вот что интересно, он ошибся, и посчитал нужным вернуться. Так может сделать только воспитанный человек. Были мы на уроках, и везде была деловая обстановка. Учитель рассказывает немногословно, инструкции дает четкие, ясные. Ученики сразу приступают к работе. Они очень хорошо и свободно ориентируются. Если учитель самостоятельную работу на уроке, они тут же приступают к ее выполнению, не отвлекается и не подглядывает у других, а делает самостоятельно. Выполнив работу, кладет ручку и ждет, когда учитель заметит, чтобы посмотреть. Учитель подойдет и в полголовы сразу одобрит или покачает головой, если есть ошибки. Вот такая дисциплина на уроке. Ни по каким признакам нельзя было понять, что дети работают без учителя, ни одна дверь не открылась до звонка на перемену. Разве это не говорит о воспитанности?

Замечательное умение читать. Четкое произношение каждого слова, мыслительное представление того, что читают, а отсюда неповторимая интонация чтения. Чтец восторжен, грустит, негодует, просит, размышляет вместе с тактом повествования. Голос то звенит как колокольчик, то трагически замирает. Удивительная гамма чувств, которым владеет каждый ученик и он умеет передать эти чувства. А как хорошо умеют читать стихи? Как проникновенно! Все учащиеся свободно владеют речью, как на украинском, так и на русском хорошо разговаривают. У них все предметы шли на украинском, только русский язык и литература на русском языке. Поскольку мы не знаем украинскую речь, мы попросили, чтобы учащиеся отвечали на русском языке, нам не отказали.

Хорошие знания учащихся. Мы слышали ответы учащихся в разных классах по различным предметам. Смотрели классные журналы, тетради учащихся, дневники как они записывают домашнее задания. Дети очень трудолюбивы. Большая часть оборудования дело рук учащихся. Машина, сделанная из мотоциклетного мотора. В мастерской 30 станков, только один станок был куплен, остальные были подобраны с завода вышедшие из строя. Старые детали заменяли на новые и продолжали работать. Умеют выращивать хлеб. Обрабатывать землю. Они читали специальную литературу, изучают почву. Через пять лет земля при обработке становилась плодородной.

Во время пребывания в Павлышской школе. Мы старались узнать, как они добиваются этих результатов.
Первое, что я отметила – это разумная требовательная любовь к детям всех преподавателей.
Второе — вера в ученика в его возможности. Все учителя в школе убеждены, каким бы трудным не был ребенок его можно воспитать. Для этого только надо его знать во всех отношениях, уважать его таким, какой он есть.

Внимание к развитию умственных способностей. В школе складывалась глубоко продуманная система умственного развития учащихся. Например, дошкольники начинают учиться не с первого класса, а за два года. В первый год они приходят четыре раза, а на следующий год каждую неделю один раз. Каждый учитель начальных классов составлял тематику творческих работ. Он составляет ее на все годы обучения с первого по десятый классы. Темы с каждым годом усложняются, некоторые повторяются с тем, чтобы увидеть насколько ученик вырос в развитии. А темы даются такие, что их невозможно было списать, откуда – нибудь. Обязательно, чтобы своей головой думал, свои мысли излагал. Темы такие, например «После дождя», «Первый снег», «Восход солнца».

Самое интересное – это уроки среди природы. Уроки природоведения, уроки ботаники. Примеры тем таких уроков: «Первый снег. Плакучая ива».

Встреча Л.Г. Богомоловой со студентами школьного отделения в 2012 году